Евгений Мироненко (nau_spb) wrote,
Евгений Мироненко
nau_spb

Categories:

Цирк на Фонтанке

Всем привет! Сегодня я вам расскажу об одном из интереснейших объектов Петербурга - цирке на Фонтанке! Каждый петербуржец хоть раз в жизни бывал в нём на представлении, но вряд ли ему удавалось бывать за кулисами или на крыше здания, например. В моем большом материале будет и то и другое, а также посещение музея циркового искусства, что немаловажно.

Цирк Чинизелли — первый каменный стационарный цирк России, один из старейших цирков России, открыт 26 декабря 1877 года. Здание в стиле эклектики было построено по проекту академика архитекторы Василия Александровича Кенеля. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролёта - 49,7 метров не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Купол выполнен по технологии Шведлера. В настоящее время здание цирка является памятником архитектуры.

1. Вид на цирк (до реконструкции 2014 года) и площадь перед ним с крыши дома Фокина.



2. Проходим внутрь здания и оказываемся в вестибюле с кариатидами и большими люстрами. Этих красотки на стенах удалось вернуть лишь в ходе крайней реконструкции здания, в советское время их не было. Но при Чинизелли они были, естественно.


3. Выглядят красиво и качественно, любо-дорого смотреть.


4. Слева за портьерой вход в зал цирка.


А тем временем, мы встречаемся с нашим экскурсоводом, она же директор музея циркового искусства - Екатерина Юрьевна Шаина. Девушка просто огонь, любит своё дело и мастерски козыряет специфическими словами околоцирка, водила нас целых 5 (ПЯТЬ) часов и всё время рассказывала что-то интересное.

5. Копия афиши 1893 года, на которой изображены лошади - ведь именно с них и зародилось цирковое искусство. Гаэтано Чинизелли - инициатор постройки в царском Петербурге цирка, он был наездником и дрессировщиком лошадей. Сначала сам выводил труппу на ковер, а затем его дело продолжили дети. В цирке зачастую выступают целые династии, из поколения в поколение перенимающие азы от отцов.


6. Заходим в зал, на наших глазах сотрудник цирка, он же униформист, занимается заправкой манежа. Через несколько минут сюда выйдут первые артисты и будут проводить репетиции.


7. Царская ложа восстановлена специально для сильных мира сего. Мы туда еще заглянем, не волнуйтесь.


8. Под куполом цирка. В оригинале купол был совсем иным, переходов и конструкций не было, от того казалось всё очень легким и воздушным. Но время диктует свои правила, поэтому инженерам пришлось изменить первоначальную задумку архитекторов и добавить различные новшества.
Вот ту карусель наверху, а также забитый людьми зал можете посмотреть вот в этом посте, совсем недавно был на представлении Олега Попова)


9. Манеж так и манит, поэтому можно забраться наверх и сделать еще один кадр. Кстати, вы знали, что артисты цирка верят в различные приметы и чтут традиции, например, нельзя перешагивать барьер манежа - иначе останешься в цирке на всю жизнь. Хотя как рассказала нам Екатерина, артисты живут в цирке, а ночуют в гостинице. Но в данном случае всем понятно, чем грозит перешагивание барьера.


10. Ложа оркестра, она располагается, по традиции, над форгангом. А форганг - занавес, отделяющий арену от входа за кулисы.


11. Устройство зрительного зала предусматривало четкое разделение общества по классовой принадлежности. Ложи и места в партере предназначались для состоятельной публики. Для так называемого народа были отведены дешевые места во 2-ом ярусе и устроена террасированная галерея, рассчитанная на стоящего зрителя. И ярус, и галерея имели отдельный вход с улицы, а внутри зала были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз. Можно представить какое количество зрителей вмещала галерея, если сидячих мест в цирке было всего 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек. В наше время всё гораздо проще и демократичнее, классовых преград нет и перемещаться можно свободно. А вот дефицит билетов есть, все дешевые быстро скупают, ведь сейчас с гастролями Олег Попов)


12. А вот и дети гимнастов, пока выгуливают по барьеру собачку, а в будущем будут с родителями выступать.


13. Екатерина показывает нам книгу про петербургский цирк с фотографиями разных эпох, объясняет что к чему и для чего.


14. И тут к нам выходит легенда цирка - Иван Терентьевич Яровой, более 30 лет он выступает со своими медведями и семьей. Он в центре кадра. Смотришь на него и не веришь, что такой небольшого роста сударь управляется с хищными животными! Но так оно и есть. Рассказал нам за 10 минут большое количество разных историй из жизни, посетовал, что недоволен нынешней реконструкцией нашего цирка, но в целом очень добрый и хороший человек.


15. Стас застрял в кресле и сел на бортик, чтобы лучше слышать ИванТерентича.


16. Внимание на рисунки - это не принт, а ручная роспись. Воссоздание оригинальных рисунков времен Чинизелли. Всё по элите.


17. Через форганг заходим за кулисы, здесь просторно и много помещений.


18. Чувством юмора цирковые артисты не обделены)


19. Для нашей группы сделали исключение и показали конюшни, обычно сюда никого не пускают. Каждая лошадь в отдельном "кабинете" с табличкой с именем.


20. Ну, здравствуй, друг мордастый)


21. Еще один любознательный. Лошади добрые и красивые, за ними хорошо ухаживают и кормят различными вкусностями=)


22.


23. Наш гид по конюшне - дрессировщик Вадим Колодочкин.


24. На них можно смотреть вечно! Все такие удивительные и разные.


25. От лошадей поднимаемся на второй этаж, здесь опять же картины и множество зеркал! Видимо, чтобы дети кривлялись и фотографировались.


26. Царь заглядывает в царскую ложу, хехехе) На манеже вовсю происходит репетиция.


27. Вот так выглядит ложа. В целом ничего сверх естественного, но чинно и благородно.


28. В актовом зале, назовём его так, проходит выставка, посвященная Олегу Попову, продлится она еще недолго и в скором времени экспонаты перейдут в Русский музей, если я ничего не попутал.


29. "Олимпийский" велосипед. Привет, Таня) Вообще, это огромная заслуга Вячеслава Полунина и его коллег по цирку, что они смогли пригласить в наш цирк именитого клоуна, ведь его столько лет не было в России, а тут бац, и на ковре!


30. А за окном статуя понимает Караванную улицу.


31. Последний взгляд на цирк, здесь можно гулять бесконечно долго, но пора перемещаться в музей!


32. Музей циркового искусства - первый в России, и он находится по адресу: Инженерная, дом 6. В одном здании с гостиницей артистов цирка. А вот макет цирка Чинизелли. Дорого и богато, как и в реальности.


33. Несмотря на небольшое пространство, коллекция музея просто огромная, и Екатерина в малейших деталях рассказала нам как про экспонаты, так и про историю цирка в Петербурге. Порядка 2х часов провели мы в нем, и если бы не голод, то еще больше можно было прослушать)


34. Как известно, не все артисты в дореволюционной России были грамотными, поэтому для них составляли вот такую программу-расписание их же репетиций. По рисункам всё становится сразу понятно кто есть кто.


35. Коридор музея с экспонатами. Здесь представлены как костюмы и личные вещи артистов, так и различные афиши советского периода. Очень круто было их рассмотреть. Тут тебе и цирк на воде, и дрессированные волки, и даже бегемоты!


36. Зубник, вставляемый в рот акробату. Изготавливался для каждого по индивидуальному проекту из специальной кожи.


37. Целый зал, посвященный клоунам) В царское время были клоуны в белой и рыжей маске. Белый клоун символизировал богачей, а рыжий клоун - простой люд, эдакий балагур и весельчак. В советское время остался лишь рыжий, ведь не было в стране богачей.


38. Клоун Карандаш и собачка Клякса.


39. Напоследок памятка, которую можете изучить и чему-то даже удивиться.


40. Это я на крыше цирка, без нашей группы блогеров. Давно и вообще не правда.


41. И пейзаж напоследок, купол в полуразобранном состоянии, через год вырастет и станет пышнее.


За приглашение на элитнейшую экскурсию по цирку на Фонтанке спасибо сообществу spbblog и Пашке upsya, всё было очень круто. Отдельный поклон Екатерине за любовь к ремеслу!



Подписывайтесь на мой Инстаграм, чтобы быть в курсе событий online.
Добавляйте журнал в друзья, чтобы первыми читать записи.

Tags: Выставки, Репортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments