Сегодня я вам покажу одну из самых интересных в техническом плане гидроэлектростанцию Северо-Запада, это станция Нива ГЭС-3.
Нива ГЭС-3 уникальная, первая в Советском Союзе подземная станция. Её машинный зал расположен в недрах скалы. Начиналось строительство перед войной в 1937 году, грунт не позволял сделать устойчивую наземную станцию, поэтому было принято решение перенести её под землю. По сути, от наземной она отличается только одним - расположением гидроагрегатов, они находятся на глубине 75 метров! Во время войны стройка была заморожена, и то что было построено, затопили. После войны она заработала лишь в 1949 году.
1.
Строительство первой подземной гидростанции в Советском Союзе началось в 1940 году — именно в августе 1940 года по Приказу НКВД СССР были выделены 5000 человек для нужд Нива ГЭС-3 из числа заключенных, задействованных на работах по возведению "Североникеля".
2. Наш экскурсовод по станции Владимир Викторович Орехов. Владимир Викторович ветеран Нива ГЭС-3. Он проработал на ней 44 года, в настоящее время заведует музеем при ГЭС. Всё лично и в ручную отыскивает в архивах, подбирает экспонаты и готовит экспозицию. Владимир Викторович пошел по стопам своего отца, ведь тот был директором Каскада Нивских ГЭС.
Станция является нижней ступенью Каскада Нивских ГЭС. Расположена в 5 км от Кандалакшской губы Белого моря.
3. На лифте спускаемся вниз на 75 метров в машинный зал. Температура нормальная, можно сказать "комнатная", ведь оборудование должно находиться в приемлемых условиях. Длина подземного здания ГЭС составляет 76,3 метров.
4. Оборудование на века, имени Сталина. Установленная мощность станции Нива ГЭС-3 — 155,5 МВт. Среднемноголетняя выработка электроэнергии— 877,02 млн. кВтч.
5. На стене витраж, символизирующий энергетику Советского союза.
6. По всюду на станции то бюсты, то портреты Владимира Ленина, и это не случайно, станция входит в состав Нивских ГЭС, которые строились по ленинскому плану ГОЭЛРО.
7. Гидротурбина с нашего завода Электросила.
8. На стене слоган "Энергетика - основа технического прогресса", и ведь не поспоришь с высказыванием.
9. Выходим из машинного зала и спускаемся еще глубже в технический тоннель. Здесь уже прохладно и сыро, местами капает вода, но от этого еще интереснее)
10. Поднимаемся наружу и оказываемся у отводящего канала, вдали видны трубы заводов. Погода мерзкая, поэтому особо не задерживаемся.
11. Охранная будка на мостике, тут же камеры, колючки, чтобы никто не прошмыгнул и не сделал диверсию.
12. Распределительный щит гидроагрегатов.
13. Центральный пульт управления, все перед глазами у инженера смены.
14. Ильич не дремлет!)
15. Фасад здания поражает своей монументальностью. Снимок сделан Игорем zavodfoto, за что ему спасибо, я не успел щелкнуть)
16. Через ворота огромной арки по рельсам может въезжать поезд.
17. Рельсы, проложенные во дворе, сделаны еще при царской власти в 1901 году. На них очень любят засматриваться сотрудники РЖД.
Мои другие репортажи с гидроэлектростанций:
Волховская ГЭС
Кондопожская ГЭС
Кривопорожская ГЭС
Нарвская ГЭС
Добавляйте журнал в друзья, чтобы первыми читать записи.