Евгений Мироненко (nau_spb) wrote,
Евгений Мироненко
nau_spb

Category:

Музей "Дорога жизни"

Защитим город Ленина!


Большинству ленинградцев-петербуржцев с детства знакомо выражение "Дорога жизни", и это не просто слова, это действительно дорога, которая спасла большое количество жизней ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.
Фашистская блокада была окончательно установлена 8 сентября 1941 года, когда немцами был взят последний город, через который осуществлялась сухопутная поставка грузов и вывоз людей на большую землю из осажденного города - Шлиссельбург. Всё, больше с суши помощи ждать было не откуда, на это и был рассчитан план Гитлера и компании, но он усатый даже не мог догадаться, что умные русские начнут осваивать необузданную и своенравную тетку, имя которой Ладога. На ту пору на Ладожском озере не было ни причалов, ни пристаней, и вообще, с момента основания города это озеро старались обходить стороной, и строить морские пути в обход Ладоги, т.к. уж слишком она была тяжела для навигации.
Но как не крути, а жить-то хочется, город Святого Петра нужно сохранить, а жителем помочь выжить, поэтому 12 сентября стартовала первая навигация по озеру. C большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец.
В середине ноября, а именно 17 числа, двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день — первая автоколонна. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. За это время было перевезено 361000 тонн различных грузов, в том числе 262500 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550000 ленинградцев и более 35000 раненых.
Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях свыше 1000000 тонн различных грузов. Из города было эвакуировано около 540000 человек.

С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200000 тонн различных грузов, в том числе свыше 100000 тонн продовольствия и эвакуировано около 89000 человек.
18 января 1943 года воины Красной армии взяли Шлиссельбург и Ленинградская блокада была прорвана. Ура!

На месте, откуда начиналась легендарная "Дорога жизни" был создан одноименный музей. Открытие музея состоялось 12 сентября 1972 года, в 31-ю годовщину начала работы водной трассы "Дороги жизни". Здание музея находится у берега Ладоги, недалеко от мыса Осиновец.

1. 45-й километр Дороги жизни.



Недавно мне довелось посетить этот музей, который сейчас переживает реконструкцию, которая закончится к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В настоящее время работы ведутся полным ходом, но 9 мая все желающие смогут приехать сюда и посетить обновленный музей. Обещаю, это будет огонь-музей!

2. Будущий корпус обновленного музея напоминает осколок льда - символ дороги жизни, в зимний период по которой перевозились продукты и население города. Этот корпус должен быть сдан к сентябрю, как я понимаю, к дате начала блокады Ленинграда.


3. Директор Центрального военно-морского музея Нехай Руслан Шамсудинович. Кстати, именно ЦВММ подчиняется музей "Дорога жизни", поэтому если будете гуглить или искать подробности о музее, то заходите на сайт ВММ.
Руслан Шамсудинович отличный дядька и рассказчик, без каких-либо директорских понтов всё доступно рассказал и ответил на вопросы.


4. План музея. Мы стоим на месте отмеченном красной точкой. Обратите внимание, что к 9 мая музей будет функционировать от 5го ангара (слева) до 1го корпуса (в центре) включительно, корпус №2 который символизирует осколок льда будет построен и сдан к сентябрю.


5. Справа от Руслана Шамсудиновича находятся инвестор строительства и подрядчик. Они рассказали, что буквально за оставшийся месяц на территории музея появятся: новые деревья, фонари, скамейки, кафе, прогулочная набережная вдоль Ладоги, удобные дорожки и указатели, а также другие приятные и необходимые вещи, без которых жил музей все эти годы. На словах всё очень круто, надеюсь что и на деле будет точно также. Приеду и лично проверю.


6. Мужчина в кепке - заведующий "Дорогой жизни" Войцеховский Александр Брониславович. Человек, на котором всё и держится. Днюет и ночует здесь, следит чтобы все было четко и в срок.


7. Внезапно, учения!


8. 9 мая же скоро.


9. Памятная стелла с указанием 45го километра Дороги жизни, за ней видно здание музея.


10. Буксирный пароход "Ижорец-8" на реставрации.


11. В сентябре 1941 года с боеприпасами и продовольствием прибыл в порт Осиновец. За первую навигацию перевез большое количество различных грузов, за что капитан парохода Н.Д. Бабошин был награжден орденом Красной Звезды. После войны пароход отремонтирован. Под названием "Каредж" плавал на Белом озере. В 1976 г. из Белоозерска приведен в Осиновец и поставлен на вечную стоянку в музее.


12. Пузатый, красивый! Раньше был серо-синего цвета, сейчас перекрашивают в красный. Водоизмещение 130-140 т, длина 23 м, скорость 5-7 узлов.


13. Рядом располагается уже покрашенный самоходный десантный двухтрюмныи тендер. Грузоподъемность 25 тонн, скорость хода 5 узлов. В 1942 году в условиях блокады ленинградские судостроители построили 118 одно и двухтрюмных тендеров. В навигацию того жe года военные моряки КЛФ по "Дороге жизни" эвакуировали на тендерах 250000 жителей блокадного Ленинграда и доставили в город 100000 тонн продовольствия и боеприпасов, а также пополнение войскам Ленинградского фронта. Установлен в музее 11 августа 1983 года.


14. Гаубица 122мм калибра, образца 1938 года. Применялась при прорыве блокады Ленинграда.


15.


16. Кстати, вот предыдущий цвет "Ижорца-8"/"Кареджа".


17.


18. Лезем наверх! Встречаем Вадима, который со своим товарищем отвечает за покраску буксира.


19.


20.


21. Так сейчас выглядит музей, понятное дело, что он закрыт для посещения, приходите все 9 мая и позже. Вдали белеет Ладога. Справа небольшой домик - это и есть корпус нынешнего музея, где расположена экспозиция.


22.


23. На буксире сохранилась табличка, построен был в 30-х годах, а капитальный ремонт был в 1962 году.


24. Погода - атас) Снег и ветер - норма на Ладоге!


25. Братская могила.


26. Переходим вглубь музея и видим сохранившийся военно-транспортный самолет Ли-2Т. Лицензионная версия знаменитого "Дугласа" DC-3 (он же "Дакота", он же "Старая корова"). Несмотря на применение более дешевых материалов, упрощенную технологию и более низкую культуру производства Ли-2 мало уступал прототипу по летным качествам и был таким же прочным.


27. К началу войны – единственный современный самолет военно-транспортной и гражданской авиации в СССР. В ходе войны многие машины были вооружены пулеметом ШКАС в закрытой турели, затем перевооружены крупнокалиберным пулеметом УБТ. Использовались и в качестве ночных бомбардировщиков, несли тонну бомб, пулемет УБТ на турели и два бортовых ШКАСа.


28. Будущая набережная, кое-где уже выложили плитку смотрится хорошо. Впереди сквозь снег виден Осиновецкий маяк, к нему я тоже прогулялся, но об этом в следующий рассказах.


29. Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте. Сейчас его также полностью реставрируют, чтобы выглядел как огурчик, благо цвет также же зеленый!


30. Памятник судам Балттехфлота.


31.


32. Ладога бушует, берег оголен ветром, относящим воду куда подальше.


33. 130-мм орудия и командно-дальномерный пост с ладожских канонерок. Под канонерские лодки были приспособлены грунтоотвозные шаланды. С такой артиллерией это были ладожские "линкоры".


34. Красная звезда на борту самолета.


35.


36.


37. Летчик, сын летчик, сейчас реставрирует Ли-2Т.


38.


39. Кабина пилота самолета.


40. На борту самолета все довольно скромно.


41. Погода окончательно испортилась, поэтому пора перемещаться в экспозиционный корпус музея.


42. В музее "Дорога жизни" находится 391 музейный предмет, из них моделей кораблей, морских приборов и инструментов — 99 единиц. Экспозиция зала № 1 рассказывает о первых месяцах войны, начале блокады Ленинграда и создании Ладожской военной коммуникации. Экспонаты второго зала рассказывают о ледовой трассе периода 1941–1942 годов. Зал № 3 рассказывает о навигации 1942 года и действиях Ладожской военной флотилии. Зал № 4 повествует о работе ледовой трассы зимой 1942/43 года. Экспозиция пятого зала посвящена окончательному разгрому немецко-финских войск под Ленинградом в 1944 году.
К сожалению, сейчас музей не функционирует, поэтому полноценную экскурсию по залам нам не провели, но это значит, что уже через месяц можно будет приехать и прогуляться по обновленному музею. Поехали, это будет очень круто!


За историческую справку и помощь в написании поста спасибо порталу ComGun.Ru

Подписывайтесь на мой Инстаграм, чтобы быть в курсе событий online.
Добавляйте журнал в друзья, чтобы первыми читать записи.


Tags: Выставки, Репортаж
Subscribe

  • Звезды вместо сияния

    Сегодня ночью фотографы всея Ингерманландии охотились за северным сиянием. По прогнозу должна была быть мощнейшая магнитная буря, размах которой…

  • Тленябрь

    Это могла быть обложка нашего альбома, но ты не слушаешь русский рок. Подписывайся на мой Инстаграм, там всегда всё самое интересное и…

  • Место, где свет

    Мимо проходил, очень обрадовался, увидев. Подписывайтесь на мой Инстаграм, чтобы быть в курсе событий online. Добавляйте журнал в друзья, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments