В середине декабря группа блогеров посетила мастерские "ФилЛарт", "Века" и "Циркон С". Их владельцы нам провели экскурсии по производству, так сказать, по своим владениям, куда они вкладывают всю свою душу. Показали как производятся различные изделия, какие существуют техники и тонкости в этом ювелирном деле.
Первая мастерская "ФилЛарт". Ее создатели и идейные руководители Колоницкий Филипп и Фролова Лариса. Филипп - ювелир и мастер по серебру, Лариса - художник, отвечает за творческую составляющую украшений. Основное направление мастерской - горячая эмаль на серебре, с драгоценными камнями они не работают. Зато делают отличные украшения со специально сваренным стеклом, она же эмаль.
Мастерская "ФилЛарт" небольшая, размещается в нескольких помещениях одного здания. В одной комнате придумывают, проектируют и рисуют украшения, в других уже отливают и доводят до ума. Все модели делают сами с нуля.
1. Рабочее место мастера Филиппа. Микроскоп, инструменты, различные приспособления.
2. Подручный инструмент ювелира.
Начинается производство украшения с создания мастер-модели, которую можно изготовить несколькими путями:
1. Ручное изготовление - это когда мастер-модель делается от начала до конца из куска металла до готового изделия.
2. Изготовление мастер-модели из пластика. После изготовления рисунка эскиза, ее начинают переводить в компьютерный вид в 3д.
Даже супер опытные 3д-модельеры, которые могут построить всё что угодно в графических редакторах, по опыту работы Филиппа и Ларисы не могут сделать модель "живой", это может сделать только скульптор руками.
Поэтому скульптор лепит модель из воска, затем модель сканируют и переводят ее в компьютерный вид, и собирают 3д модель в компьютере.
Затем нужно перевести эту компьютерную 3д модель в материальную, для этого есть 2 способа: механический - с помощью станков 3х-координатных (x,y,z), либо 4х-координатных (x,y,z + поворотная ось).
3. Изготовление мастер-модели на 3д-принтере. Этот способ сейчас более востребован, но уступает по качеству, заключается в 3д печати на специальном принтере. Суть печати - принтер капает маленькими капельками пока не напечатает заданное изображение.
Преимущество способа 3д принтера заключается в быстроте изготовления мастер-модели, но при этом самое лучшее качество будет у модели, сделанной на фрезерном станке.
3. Гипсовая модель, сделанная скульптором.
4. Уже отлитые изделия и мастер-формы.
5. Мастер-модель будущего медальона.
6. Она же под микроскопом.
7. Кольцо с котами выращено как раз на 3д принтере. Привет, Эшер!
Затем, когда мастер-модель уже готова, мастера работают по технике, называемой льтьё по выплавляемой модели. В этой технике работают большинство фирм, которые занимаются производством изделий из серебра или золота.
Суть техники заключается в следующем: мастер-модель клеится на столбик (литник), который является тем каналом, по которому будет затекать металл в основное изделие. Форма, в которой создается изделие - пластиковые рамки, слева и справа между простые пластинки, внутри пустота. Внутрь формы втыкается столбик с мастер-моделью и сверху заливается двухкомпонентная резина. Когда она сырая - она в жидком состоянии, после того как туда добавляется катализатор резина застывает.
Получившаяся резинка разрезается, оттуда вынимается мастер-модель, в образовавшуюся пустоту заливается воск. Получается восковая копия мастер-модели.
8.
9. Затем берется специальный восковой карандаш и получившиеся восковые копии, как еловые веточки, на него напаиваются.
10. После берется стакан и надевается на "елочку", в этот стакан наливают форму-массу из гипса, когда гипс высыхает, то получается гипсовый стакан, внутри которого восковая елка.
В конце-концов этот стакан ставим это в печку, воск оттуда вытекает и там остается пустота, в которую потом заливается серебро. Дальше отливочки отпиливаются, оставшиеся "елки" откусываются, и получившееся изделие отправляется на дальнейшую обработку другим мастерам.
После изготовления изделия мастер-модель хранится до будущей партии.
11. Печь обычная.
12. Печь моднейшая современная!
13. Филипп за своим рабочим местом.
14. Четырехпозиционный гравер, умеющий резать по трем измерениям, а также под углом.
15. 3д сканер.
16. 3х-позиционный гравер.
Отправляемся в соседнюю комнату - восковочный цех, чтобы увидеть как из резинки получают восковую модель.
Устройство зеленого цвета - восковой инжектор, представляющий из себя емкость, внутри которой находится воск, там он плавится. Мастер по воску в эту камеру нагнетает воздух, и там внутри появляется избыточное давление, при котором воск выливается наружу. К носику инжектора подносится сложенная пополам резинка, внутри которой мастер-модель, это резинкой надавливают на носик, из него внутрь резинки, где пустота, под давлением поступает воск. Затем нужно дождаться пока воск остынет и остается вынуть из резинки готовую модель.
Работа восковщика очень ответственная, от его работы зависит вся дальнейшая цепочка работ, ведь если восковка получилась качественной, то и отливка будет отличной. Довольно много нюансов в работе, о которых знает только восковщик.
Мастерская "ФилЛарт" делает модели самостоятельно, в год удается произвести порядка 10-15 моделей.
17.
18. Внутрь мастер-модели залит воск. Слева видна верхняя часть этих двух резинок. Сверху, чуть левее центра виден носик инжектора из которого поступает воск.
19. Мастер-модели.
Цех мастерской, сюда приходят отливки из цеха литья. Здесь откусывают литники, происходит процесс запиливания, шлифовки, полировки.
20. Кольцо, которое пришло из литья. На кольце еще остался столбик, на котором оно отлилось, в дальнейшем ювелир-монтировщик его откусит, допиливает и готовит к эмалированию.
Перед тем как изделие позолотится, его золотят частями и для того, чтобы придать красоту изделию, чтобы выделить какие-то элементы, что-то золотят, а что-то нет. И те места, которые золотятся красятся лаком. В этом цеху мастер этим и занимается.
21. Мастер по чернению.
22. Серебряное изделие чернят, то есть покрывают чернью, для того чтобы проявить рисунок украшения.
23. На фотографии плохо видно, не передать рисунок, но поверьте, результат уже черненого украшения и еще без покрытия чернью налицо. Рельеф ощущается невооруженным глазом.
24. Работа ювелира. Мастер шлифует торцы кольца.
25. После шлифовки уже идет полировка. Всё на ощупь, на глаз.
26. Процесс штифтовки серьги молотком.
Следующий участок в мастерской - эмалевый участок. Здесь на изделия накладывают эмаль. Девушки, которые работают с эмалью называются красивым словом эмальеры.
27. Эмальер успевает раскрасить в день порядка 20-30 изделий в день.
28. Очень кропотливая и точная работа. Не получилось что-то стираешь и заново наносишь эмаль. Кстати, самый распространенный способ нанесения эмали - выемчатый.
29. Промежуточный этап. Эмаль на листочки уже нанесена, но еще не опилена. Каждая эмаль кладется отдельно. Положил слой, обжег, положил другой цвет и вновь обжег. И так пока не будет нанесен каждый цвет. Затем это все опиливается, сверху кладется фон. Каждое изделие проходит несколько этапов обжига и опиловки.
30. Каждый цвет обжигается отдельно для того чтобы избежать смешивания цветов.
31. Эмаль нанесена и сохнет, скоро кресты отправятся в печку для обжига. Затем эти крестики ждет еще несколько слоев нанесения эмали, обжига, шлифовки и чистки металла. Затем финальный обжиг, чтобы быть уверенным 100% в том, что изделие будет соответствовать высшему уровню.
32. Печь для обжига, температура порядка 760 градусов, время плавления составляет всего 2-3 минуты.
33. Эмаль самых разных цветов покупная, как российского так и английского или французского производства. Самая лучшая эмаль родом из Японии, но к сожалению, ее крайне тяжело привезти в Россию.
34. Отмытые кольца. После полировки кольца всегда серебрят либо золотят. Дальше им ставят клеймо, упаковывают и уже развозят по магазинам.
Экскурсия по "ФилАрту", специализирующемуся на эмали закончена и мы отправляемся в "Вегу" и "Циркон С". Мастерские, которые занимаются серебряными украшениями с драгоценными металлами.
Владелец "Веги" Рожкова Лидия – она же идеолог и руководитель фирмы. Куколевский Сергей – владелец и руководитель компании "Циркон С".
Кабинет мастеров, которые создают мастер-модели. Тот самый тип ручного изготовления мастер-модели. Из металла с 0 и до совершенства.
35.
36. Всевозможные инструменты, зажимы и прочее для укрощения металла и создания мастер-модели.
37. Что-то мешает - отпилим!
38. Здесь рождаются будущие серьги, брошки, кольца и тд.
39. Драгоценные камни. Сапфир.
40. Кстати, восковые формы специально сделаны такого цвета, чтобы глаза весь день не уставали. Ведь если целый день, к примеру, смотреть на формы красного цвета, к вечеру глаза вылезут из орбит. Цвет называется аквагрин.
41. Цех, где происходит окончательная обработка изделия после чернения. Машины для обработки серебряных изделий. Туда бросается украшение и оно шлифуется, убираются лишние детали с металла, затем полируется.
Цех огранки камней - "элита" как их называют. Именно здесь мастера вставляют камни в изделия. Зачастую это очень тяжелая и изнурительная работа, но в то же время очень интересная. Мастера подгоняют камни различными инструментами в металл. Существуют несколько видов закрепки, глухая, крапоновая, мелкие камни ставят на штрип.
42. Мастер подгоняет металл под камень чтобы сидел намертво. Ювелирная работа заключается в том, чтобы камень держался в металле без каких-либо других приспособлений вроде клея.
43. Металл мнут и вертят как угодно, чтобы камень держался.
После того как все изделия готовы они отправляются в инспекцию пробирного надзора, для подтверждения качества. Но перед этим их клеймят в мастерской. У каждого производства есть свое клеймо, так называемый именник.
44. На этом станке сотрудник оставляет отпечаток на изделии. Отпечаток включает в себя 4 буквы, по которым можно узнать производителя украшения. Именник выдается при открытии предприятии, и каждый год меняется. По именнику можно узнать партию и год выпуска.
45. Последний этап - проставление пломбы на изделие.
Добавляйте журнал в друзья, чтобы первыми читать записи.