Евгений Мироненко (nau_spb) wrote,
Евгений Мироненко
nau_spb

Category:

Древнерусское судно на дне Волхова

На днях мы с друзьями ездили в Новгородскую область в поселок Ситно, через который проходит будущая трасса Санкт-Петербург - Москва, в том месте через реку Волхов началось строительство автомобильного моста компанией "Автодор", который соединит два берега. Несколько месяцев назад в ходе работ по подготовке к строительству переправы, стартовало изучение дна реки. Во время тщательной проверки дна было найдено судно под толстым слоем ила. Как выяснялось позже - находка уникальна и не имеет аналогов в отечественной истории. Это древнерусское грузовое транспортное судно 15 века, перевозящее на своем борту кирпичи. Его полным обследованием сейчас занимаются подводные археологи.
Ученые подтвердили, что это объект культурного наследия России. "Аналогов этой находки нет, она уникальная, по степени сохранности таких объектов на территории России еще не было найдено. Мы ожидаем, что сохранность судна 80 процентов, фрагмент, который сегодня был извлечен, подтверждает уникальность и высокую степень сохранности находки", - отметил Степанов Павел Владимирович научный эксперт.

1.



2. Подъезжаем к территории палаточного городка археологов - нас встречает пес! Красавец, почти хаски.


3. Палаточный городок состоит из 3х больших палаток, а также нескольких небольших, где размещены дрова, мастерская и прочее.


4. Заходим в столовую - там нас встречает Валерий Николаевич Орлов, сын Н.И. Орлова - организатора Новгородской областной общественной организации «Поисковая экспедиция «Долина» памяти Н.И. Орлова».


5. Здесь же все и готовят. Котлетки, пюре картофельное - просто огонь.


6. Помимо нашей делегации приехали еще другие люди, в том числе и ученые, поэтому сначала всех накормить с дороги, а после - за дело.


7. Компот из сухофруктов прекрасен, прям как в детстве.


8. Расселись, кушаем. Валерий Николаевич за всеми ухаживает.


9. Выходим наружу и делаем обход по территории. Обнаружен важный объект - туалет, все строго и без лишних удобств, чтобы не расслаблялись, очевидно.


10. Внизу видны лопатки, снаряды, каски - это все находки местных археологов. Я писал о них год назад тут.


11. Один из кирпичей, которые были найдены на борту затонувшего судна. По нему определили возраст судна - 15 век.


12. Справа стоит Айвар Степанов - новгородский подводный археолог, председатель Новгородской областной Федерации подводной деятельности и научный сотрудник Института археологии Российской академии наук, очень интересный рассказчик и знаток своего дела.


Он поведал нам, что судно длиною 21 метр лежит на дне Волхова на глубине 11 метров. Это либо транспортное, либо купеческое судно, находящееся в частном владении и занимающееся перевозом больших партий груза, в частности, когда судно затонуло, оно перевозило крупную партию кирпича, изготовленную, скорее всего, ниже по течению в районе Новгорода и перемещавшуюся в один из крупных центров в районе Старой Ладоги. Можно предположить, что этот кирпич направлялся на строительство церквей, которые в то время строились.

13. Айвар рассказал, что данный вид кирпича создавался по технологии без обжига. Создавалась форма, в нее заливалась глина, и получившаяся форма долго время застывала на траве, в следствие чего с нижней стороны у кирпича оставался след от травы, а на верхней части могли оставаться как следы от пробегавших больших животных, так и всякие жучки и прочее.


14. Отправляемся на берег Волхова, где уже вовсю идет постройка моста, слева виден кран и баржа, а правее стоит небольшой домик, туда и отправимся.


15. С погодой не очень повезло, было мокро и сыро. Благо хоть дождя не было.


16. Наши коллеги держат путь в сторону станции на полурезиновой лодке, мы же с Айваром дошли до станции на металлической лодке.


17. Вновь кирпичи, на сей раз в большем количестве. По предварительным данным, на борту судна находится около 12 кубов кирпича.


18. В данный момент под водой работает водолаз, а трехцветный провод служит для связи с ним.


19. Айвар показывает нам фотографии судна под водой. На левой фотографии слева, тяжело конечно, но можно увидеть очертания корпуса судна, которое прячется под толстым слоем ила, правее множество тонких линий - это вбитые сваи будущего моста.


20. Очертания судна на диаграмме. В конце октября, когда судно будет окончательно исследовано, оно будет нарисовано с указанием точных размеров и в 3д модели, а в дальнейшем уже будет принято решение, что делать с находкой, и как ее поднимать, чтобы не повредить. Найденное затонувшее судно уже носит имя "Ситно-1", по название ближайшего населенного пункта. Это обычная практика так называть находки.


21. Паль Евгений Петрович – генеральный директор ООО "ИТЦ Специальных работ" следит за работой водолаза под водой.


22. У водолаза на шлеме прикреплена видеокамера, с которой он обследует судно, изображение с камеры транслируется на экране ноутбука. Также работает связь с ним по типу рации. Все довольно отчетливо слышно, его даже попросили не ругаться, так как Евгений Петрович за рабочим местом не один)


23. Флаги "Автодора" и "ИТЦ Специальных работ" над палаточным городком ученых.


24. Возвращаемся обратно на берег, на причале расположилась заправка катеров, для них припасен бензин АИ-92.


25. Отправляемся в лабораторию (одна из больших палаток), там в бассейне с обычной водой лежит килевой штевень (толстый вертикальный брус, составляющий основание кормы или носа корабля) корабля. По характерным отверстиям нагеля (деревянный гвоздь или металлический штырь) можно предположить, что он крепился к килю, а к нему крепились доски. Уже сейчас установлено, что это объект культурного наследия, аналогов которому на территории России нет. После обнаружения объекта водолазы три дня очищали его от загрязнений. Штевень находился отдельно от судна, была высока вероятность того, что его отнесет течением, именно поэтому и было принято решение его срочно поднять. Для этого элемента создана временная консервация. Это первый штевень, поднятый из воды: до этого дня аналогичные элементы судов находили только на суше во вторичном использовании. По словам экспертов, которые работают на месте обнаружения судна, современные методы позволяют определить возраст сруба, из которого изготовлен штевень, но уже сейчас можно предположить, что это середина - вторая половина XV века. Сверху лежит кирпич с борта для того чтобы штевень лежал ровно.


26. Ученые пока не могут сказать, к какому типу относилось найденное судно, так как нет информации о конструктивных особенностях судов того времени, единственная информация о судах той эпохи записана в Ярославовой правде: там все суда делятся на пять типов, начиная от самой крупной морской ладьи и заканчивая челном.


27. Гидролокатор за 50000$ предоставлен "Автодором" исследоватеям для изучения дна и исследования судна.


28. Возвращаемся обратно к станции, Айвар называет ее "Железный капут"! Слишком уж ее время от времени потряхивает.


Правда или нет, но как нам рассказали, изначально было около 50! различных вариантов как и где строить и мост, но выбрали этот, и так совпало, что именно в этом месте было обнаружено древнее судно.

29. Двухчасовая смена водолаза под водой на глубине 11 метров закончилась, пора подниматься наверх, на сегодня его работа окончена.


30. Водолаз - Марк Айварович Степанов, сын Айвара. Обратите внимание на камеру на голове, а также на хвост провода, уходящий под костюм, служащий для радио/видеосвязи с ним.


31. Костюм супергероя, не иначе.


32.


33. От ученых впервые услышал что такое "декомпрессионная болезнь" или "кессонка" как называют ее водолазы. Это заболевание, возникающее из-за быстрого понижения давления вдыхаемой газовой смеси, в результате которого газы, растворенные в крови и тканях организма начинают выделяться в виде пузырьков в кровь пострадавшего и разрушать стенки клеток и кровеносных сосудов, блокировать кровоток. При тяжёлой форме декомпрессионная болезнь может привести к параличу или смерти. Чтобы этого избежать, водолаз должен медленно и плавно подниматься наверх, задерживаясь по нескольку минут в нескольких метрах перед окончательным подъемом.


На этом все. Таким образом, можно с уверенностью уже сейчас сказать, что настоящие корабли были и до Петра Великого, несмотря на то, что считается что именно он создал Русский флот.

Как заявили представители "Автодора", поскольку место находки расположено в судоходном фарватере и слишком глубоко для проведения исследований, судно, с применением всех мер предосторожности, будет перенесено на другое, специально подготовленное место на дне реки Волхов. Там оно будет тщательно исследовано экспертами, привлеченными Комитетом по охране памятников культуры Новгородской области. Это замечательно, что автостроители не забили болт на находку, а показали ее археологам и выделили средства для изучения судна.

Надеюсь, что когда судно окончательно поднимут на сушу, я увижу его целиком и сниму со всех ракурсов. На этом всё.

Подписывайтесь на мой Инстаграм, чтобы быть в курсе событий online.


Tags: Репортаж
Subscribe

  • #ПетербургскийДвиж!

    Хой, ребзя! Каждый год мы с друзьями рубимся в командные городские квесты, которые устраивает либо spbblog, либо "Бегущий город", либо…

  • Спектакль ТОДД вновь в Петербурге

    ХОЙ! В начале этого года в Петербурге впервые был представлен спектакль "Тодд", созданный Горшком, группой Король и шут и другими. Я ходил в феврале…

  • Навстречу приключениям!

    Привет, ребята! Уже совсем скоро стартует автомобильная экспедиция под руководством почетных князей upsya и buser, в которой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • #ПетербургскийДвиж!

    Хой, ребзя! Каждый год мы с друзьями рубимся в командные городские квесты, которые устраивает либо spbblog, либо "Бегущий город", либо…

  • Спектакль ТОДД вновь в Петербурге

    ХОЙ! В начале этого года в Петербурге впервые был представлен спектакль "Тодд", созданный Горшком, группой Король и шут и другими. Я ходил в феврале…

  • Навстречу приключениям!

    Привет, ребята! Уже совсем скоро стартует автомобильная экспедиция под руководством почетных князей upsya и buser, в которой…