Евгений Мироненко (nau_spb) wrote,
Евгений Мироненко
nau_spb

Categories:

Выставка "Эпоха оптимизма ".


Вчера с третьей попытки посетил наконец-то выставку в Росфото.
Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920-1940-х годов
1920–40-е годы были, безусловно, самыми драматичными в истории отечественной фотографии ХХ века. Смена общественного строя, вызванная октябрьским переворотом 1917 года, привнесла в страну идеологию социального равенства и справедливости.
Власть придавала огромное значение пропаганде этих идей и агитации за их скорейшее воплощение. Выдвинутый ею призыв построения нового мира привлек на сторону большевиков и молодую российскую интеллигенцию. На волне лозунга «Искусство в массы!» молодые литераторы, художники, архитекторы, кинематографисты, театральные режиссеры и музыканты стали создавать произведения, отвечающие, как они считали, задачам построения социалистического общества.
Эти бурные процессы не миновали и фотографию. К концу 1920-х–началу 1930-х годов сформировались и обрели своих лидеров три основных направления в советской фотографии.

1.


Художественная, или «салонная», фотография, пропагандируемая Русским фотографическим обществом, основанным еще до революции, продолжала традиции европейской пикториальной школы и, как полагала тогдашняя критика, имела ярко выраженный «буржуазный» характер. Самыми известными ее представителями были Александр Гринберг, Николай Андреев, Василий Улитин, Николай Свищов-Паола, Петр Клепиков, Сергей Лобовиков, Юрий Еремин.

2.


3. Когда я рассматривал эти 3 фотографии, рядом со мной стояли парень с девушкой кавказской национальности. И тут начался агонь, от которого я был в шоке.
Девушка спрашивает - это кто? Ее парень отвечает - это китайцы (с ухмылкой).
Девушка стоит тупит тупит... потом парень говорит, ну я типа пошутил. Девушка стоит думает что-то.. и вдруг выдает - а что делают немцы в Москве?
пиздец, расеяне.. я был повержен тупостью.


4.


Новые советские фоторепортеры, работавшие, как правило, в партийных газетах и журналах, призывали рассматривать фоторепортаж как орудие классовой борьбы и пропагандировать достижения в промышленности, сельском хозяйстве, новом, советском, быте. За «пролетарскую» фотографию наиболее последовательно агитировали Аркадий Шайхет и Семен Фридлянд.

Третье – «левое» – фотографическое направление, сформированное «левым фронтом искусств» и творческой группой «Октябрь», ярче всего представляли Александр Родченко и Борис Игнатович. Они вырабатывали новые приемы динамичного видения на основе конструктивной композиции. Это имело огромное значение для обретения фотографией собственного изобразительного языка, но не спасло художников этого направления от нападок советской критики. Обвиненная в формализме, группа «Октябрь» прекратила свое существование в конце 1932 года.

5.


6.


Самым печальным итогом этого времени стало то, что уже к середине 1930-х годов все три направления постепенно исчезают. Возглавляемая Сталиным компартия провела серьезные «чистки» на идеологическом фронте и положила конец, как «левым», так и «правым» течениям в советском искусстве. Еще до закрытия «Октября», в 1930-м году, было распущено Русское фотографическое общество, а его ведущие члены – А.Гринберг и В.Улитин – были арестованы как «социально-опасные элементы». Не избежал неприятных контактов с НКВД и Аркадий Шайхет, а идея «пролетарской фотографии», как и вообще пролетарского искусства, потеряла свою актуальность уже в 1932 году.

К концу1930-х годов в советском искусстве была полностью утверждена теория социалистического реализма, а «эпоха оптимизма», возникшая на волне послереволюционного энтузиазма и искренней веры в идеалы светлого будущего – очень короткая, но и очень продуктивная, сменилась временем тоталитарного контроля партии над всеми процессами в художественной жизни общества.

7.


8. Монтаж глобуса на московском телеграфе.


Финалом «эпохи оптимизма» в советской фотографии, вероятно, можно считать победу над фашистской Германией в 1945 году. Фотографы, прошедшие отечественную войну, видевшие и запечатлевшие ее жертвы и потери, восприняли и показали Победу как истинно национальный триумф и повод надеяться на лучшее будущее. Однако жесткая послевоенная цезура, преследования по пресловутому «пятому пункту», изоляция страны во времена «холодной войны» не позволили этой надежде осуществиться . К сожалению, очень немногие фотографы первого советского поколения обрели «второе дыхание» в послевоенное время.

9. Марк Марков-Гринберг на крыше гостиницы Москва.


Наша выставка представляет три основных направления в советской фотографии в период между Октябрьской революцией и окончанием Великой Отечественной войны. Русская пикториальная фотография представлена работами Александра Гринберга; конструктивистская фотография – произведениями Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Михаила Прехнера; советская репортажная фотография – работами Аркадия Шайхета, Эммануила Евзерихина, Марка Маркова-Гринберга, Георгия Петрусова, Евгения Халдея, Ивана Шагина.
Андрей Баскаков.

10. Пара фотографий Ленинграда Бориса Игнатовича.


Инфа по выставке.
Вход: Бесплатно для студентов дневного, 100 денег для остальных.

Tags: Выставки
Subscribe

  • "Сад света"

    Обожаю гулять по ботсаду ещё с тех времён, когда учился в ЛЭТИ через дорогу. Особенно по весне, когда все цветёт. Но сейчас там проходит выставка…

  • Музей железных дорог

    В Санкт-Петербурге за Балтийским вокзалом находится знаменитый музей железных дорог России. В 2017 году обновленный музей открыл свои двери для всех…

  • "Зеркала и зазеркалье"

    В музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков проходит выставка "Зеркала и зазеркалье", посвященная как это не трудно догадаться исходя из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments